Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Уважаемые гости и члены Клуба библиофилов!

    Мы будем рады Вашему участию в развитии сайта "Бироновых конюшен" -

- любым печатным материалам,

- описанию Ваших коллекций,

- фотографиям заседаний Клуба.

    Ваши материалы присылайте, пожалуйста, на почту: public.fond@yandex.ru

   Мы надеемся, что нашими совместными усилиями любителей и ценителей Книги станет больше!

Скорбим

Опубликовано 14.05.2020

 

 

С сожалением и скорбью сообщаем,

что 5 мая скончался член клуба, библиофил и просто хороший человек

Павел Васильевич Баранов.

Соболезнуем родным и близким.

Вечная память! 

 

С днём Победы!

Опубликовано 08.05.2020

Поздравляем всех с великим праздником - днём Победы!

      Пусть память о тех днях, о погибших и выживших останется с нами, и никто никогда и ни от кого не потребует подобных преодолений и подвигов.

    Музыкальное поздравление от члена клуба - Андрея Юрьевича Дорошина.

26 февраля 2020 г.

Опубликовано 14.02.2020

Борис Голлер. Мастерская Шекспира. — СПб. : Геликон Плюс, 2019

                                               

Правдоподобие положений и правдивость диалога — вот истинное правило трагедии.

А. С. Пушкин. Из письма Н. Раевскому 

Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока; но  существа живые, исполненные многих  страстей, многих пороков; обстоятельства развивают  перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры. У Мольера скупой  скуп — и  только; у Шекспира Шайлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен<…> Анжело  лицемер  — потому что его гласные  действия противуречат тайным страстям! А какая глубина в  этом характере! 
Но нигде, может быть, многосторонний гений Шекспира не отразился с таким многообразием, как в Фальстафе, коего пороки, один с  другим связанные, составляют забавную, уродливую цепь, подобную древней вакханалии.  

А. С. Пушкин. Table-talk 

400 лет после Шекспира

    Само существование Шекспира пытаются отрицать. Авторство его пьес кажется анти-страдфордианцам загадочным, и потому приписывается различным, порою мифическим персонажам (вроде убитого 30 мая 1593 г. Кристофера Марло).

Каковы же доказательства действительного существования Шекспира?

     Прежде всего, это сам Театр Шекспира. Автор знал театр, понимал и учитывал технологию театрального представления, его законы. Ни один аристократ, которого посвящают в Шекспиры, не стал бы думать о том, чтобы «сцена 3», к примеру, не содержала бы персонажа N, потому что ему надо передохнуть и переодеться для «сцены 4».

     Пьесы Шекспира настолько откровенно приспособлены к актерам его театра, что никто посторонний так сделать бы не мог, да и не стал бы. Как никакой аристократ не стал бы писать пьесы в таком количестве для «народного театра», а не для театра камерного, с избранным зрителем.

    Ни один из «пришлых» авторов не мог бы знать, что для комика Кемпа нужны одни образы, а для комика Армина – другие, и учитывать это.

     Все почти драматурги шекспировской эпохи были из поднимавшегося (или пытавшегося подняться) городского мещанства: сыновья башмачников, шорников, сельских священников или писцов. Шекспир – сын перчаточника из Стратфорда – в этом смысле – никак не исключение из правил.

     Связь эпизодов биографии Шекспира с его пьесами.

Шекспир и его трагедии. Характерные особенности

Шекспир – поэт, и на сцене он необходим именно в этом качестве.

Тенденции современного театра.

Параллельные ряды персонажей: Гамлет – Лаэрт, Лир – Глостер, Макбет – Данко. 

Почему медлит Гамлет…

Толстой о Шекспире и трагедии «Король Лир».

Ричард II, Ричард III. Фальстаф как «коллективный» портрет человека вообще.

Шекспир и Пушкин

«Годунов» как великое произведение шекспировской школы.

  • Композиция 
  • Богатство нюансов человеческой личности. Лжедмитрий как самый шекспировский из персонажей русской драматургии. 
  • Сцена смерти Годунова и беседа с сыном versus сцена Генриха IV с принцем Гарри. 

«Маленькие трагедии». «Каменный гость». Сцена с Лаурой, сцена с Анной. Четыре пьесы А.С. Пушкина о четырех страстях человека.

29 января 2020 г.

Опубликовано 17.01.2020

Всех наших читателей - с наступившим Новым годом! 


 

Александр Николаевич Громов

Русский след в деятельности американского издательства «The Limited Editions Club»

     Конец XIX – начало ХХ вв. ознаменовался бурным техническим прогрессом, появлением множества новых технологий, в том числе в области книгопечатания. Это позволило осуществить сначала во Франции, а затем и в других странах выпуск нового вида книжной продукции – высокохудожественных иллюстрированных изданий, получивших название «Livres d’art». Подобные книги выпускались в основном библиофильскими клубами малыми тиражами для своих членов и в продажу практически не поступали. Сегодня подобные раритеты всегда желанные гости на мировых книжных аукционах и уходят по высоким ценам.

     В 1929 году Джордж Мейси, молодой издатель из Нью-Йорка решился на смелый шаг - организовал издательство «The Limited Editions Club. LEC» (Клуб книг ограниченного тиража), целью которого был выпуск высокохудожественных иллюстрированных изданий для достаточно широкого круга коллекционеров по демократичным ценам. Дж. Мейси сумел привлечь к работе над книгами «LEС»лучших европейских и американских художников: Анри Матисса, Пабло Пикассо, Анри Картье-Брессона, Рокуэлла Кента и многих других. Книги нового издательства оформлялись известными дизайнерами, печатались в лучших типографиях США и Европы.

    Дж. Мейси проявил недюжинные способности издателя, коммерсанта, маркетолога и сумел, несмотря на многочисленные финансовые и другие трудности, наладить бесперебойный ежемесячный выпуск высокохудожественных иллюстрированных книг, многие из которых стали истинными шедеврами современного книгопечатания.

    Книги издательства «The Limited Editions Club» и его дочернего предприятия «The Heritage Press» (Издательство «Наследие») выходили вплоть до 2010 года. За восемьдесят лет было издано более 600 томов, представляющих всю мировую литературу – от античных авторов до наших современников. Наибольшим успехом у коллекционеров пользуются книги «золотого» периода «LEC», т.е. выпущенные при жизни Дж. Мейси, который скончался в 1956 году. После его смерти издательство было постепенно переориентировано на выпуск «Livres d‘artistes» (Книги художников) в постмодернистском понимании этого термина.

     В деятельности издательства «LEC» зримо присутствует «русский след». Первая «русская» книга была издана в 1933 году. Это был роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Цветные гравюры на дереве к двухтомному изданию выполнил ставший известным в мире после триумфального участия в книжной выставке в Лейпциге московский художник Н. И. Пискарев. Книга была напечатана в Москве в типографии «Госзнака» тиражом 1500 экземпляров. Позднее, в 1951 году роман был вторично выпущен в издательстве «The Heritage Press» с цветными литографиями английского художника, дизайнера и печатника Барнетта Фридмана.

     Всего в издательском доме «LEC» вышло более двадцати книг восьми русских и советских авторов (свыше сорока томов), а также красочный сборник русских народных сказок. Над иллюстрациями к этим книгам работали одиннадцать художников из СССР, России, Франции, Англии, США. Наибольшее количество книг проиллюстрировал американский художник, эмигрант из Германии Фриц Айхенберг. Отметим также великолепные работы французского художника русского происхождения Александра Алексеева и иллюстрации художников младшего поколения, эмигрантов из бывшего СССР Юрия Купера и Гриши Брускина.

     Книги издательства «The Limited Editions Club» представляют большую художественную ценность. Полные коллекции этих изданий хранятся в Библиотеке конгресса и четырех публичных библиотеках США. Частичные коллекции – в нескольких библиотеках и музеях мира. В России наиболее полная коллекция, около сорока единиц, хранится в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Читать полностью »

25 декабря 2019 г.

Опубликовано 15.12.2019

Андрей Дорошин

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ

     Поговорим о любви... Как, наверно, скучно было бы, если бы все мы в своей увлеченности книгой любили бы в ней только что-то одно, причем одно и и то же! По счастью, библиофильская среда тем и интересна, что наши книжные симпатии столь разнообразны. А на привязанности книжные, конечно, влияют привязанности жизненные.

     Так получилось, что любовь к музыке и любовь к книге, вспыхнув еще в раннем детстве, не покидают меня всю жизнь. Большой жизненной удачей я считаю встречу с единомышленниками на книжном и музыкальном пути. Для аудитории библиофильского клуба «Бироновы конюшни», конечно, понятно, что я имею в виду, говоря о книге. Что же касается музыки, то это вокальный ансамбль – когда-то Ленинградского университета, с которым я навсегда связан с 1975 года.

     Именно мои коллеги и друзья по ансамблю позволили мне сегодня предложить вниманию членов клуба и наших гостей довольно необычное «заседание». Дело в том что многие книги из моего собрания, отнюдь не из числа нотных сборников или песенников - имеют для меня, тем не менее, и музыкальные ассоциации, некоторые из них я приобретал именно в связи с какими-то музыкальными обстоятельствами, а какие-то обрели музыкальное «звучание» со временем.

     Библиофильскую компанию не удивишь затеей украсить какой-то книжный рассказ, например, подборкой иллюстраций. Сегодня, накануне новогодних праздников, показалось занятным рассказ о некоторых книгах «проиллюстрировать» музыкально. Книги, о которых пойдет речь – очень разные: среди них есть довольно редкие, но объединяет их только одно: то, как они для меня отзываются музыкальным эхом. Именно поэтому, собрав эти книги для вас на виртуальной книжной полке, я решил назвать сегодняшнее выступление – «Музыкальный каталог». О книгах расскажу я, а в музыкальной части принимают участие:

Наталья Донова – вокал;
Ирина Молтасова – вокал;
Олег Сурков – вокал;
Виктор Луговой – гитара, вокал;
Андрей Дорошин – гитара, вокал.

27 ноября 2019 г.

Опубликовано 19.11.2019

Ждём всех в 18.30 в концертном зале музея. 


 

Петр Северцов

А. Г. ГабричевскийА. Г. ГабричевскийТеоретическое наследие А. Г. Габричевского (1891–1968) в области искусствознания


     В первой четверти ХХ века А. Г. Габричевский в сотрудничестве с единомышленниками по ГАХН (Государственная Академия Художественных Наук) работал над созданием «науки об искусстве»: теории искусствознания, построенной на принципах любой науки – объективности, проверяемости, внешней и внутренней непротиворечивости, прогностической способности.

     Ни в России, ни за рубежом пока не создана свободная от субъективизма единая теория искусств. Сегодняшнее искусствоведение переживает серьезный кризис. Базовые вопросы теории искусствознания остаются неразработанными, будучи уделом узкокорпоративного диалога, не влияющего ни на процесс развития искусства, ни на его восприятие зрителем.

     Научные труды А. Г. Габричевского — попытка создания такой теории. Они дошли до нас фрагментарно: автор не успел окончательно ее сформулировать. Напрашивается аналогия: чем были бы современная физика, информатика, нейробиология, если бы их создатели (Эйнштейн, Винер, Павлов) не смогли полноценно завершить и обнародовать свои исследования?

     Ознакомление заинтересованной аудитории с теоретическими изысканиями А. Г. Габричевского – насущная необходимость. Как найти объективные критерии, которые позволят отделить искусство от НЕ-искусства? Габричевский такие критерии выявил и сформулировал. Его теоретические выводы позволяют обратиться к до сих пор не решенным вопросам искусствоведения и ответить на них (с опозданием на сто лет), придав тем самым новый импульс работам в области искусствознания.

30 октября 2019 года. Открытие сезона

Опубликовано 08.10.2019

Уважаемые библиофилы!

     Мы открываем очередной сезон клуба библиофилов "Бироновы конюшни". Ждём всех, как обычно, каждую последнюю среду месяца в 18.30, в концертном зале Всероссийского музея. 


 

Сергей Александрович Ершов, Анна Владимировна Большакова

 

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена...

А. С. Пушкин

«Для блага общего»: Александр Петрович Куницын (1783–1840) — просветитель, правовед, государственный деятель: сборник материалов / Сост. С. А. Ершов, А. В. Большакова; науч. ред.
Т. Н. Жуковская. — СПб.: Изд. «Дмитрий Буланин», 2018 — 496 с.: ил.

 

   В сборник вошли статьи авторов различных специальностей: научных, музейных и архивных работников, журналистов, библиотекарей, педагогов и т. д., которые писали о Куницыне А. П. на протяжении почти двух столетий: с 1840 г. по настоящее время. Многие статьи и материалы публикуются впервые. 

Сборник состоит из нескольких разделов.

      В двух первых разделах опубликованы статьи об А. П. Куницыне, отражающие различные периоды его жизни, события, повлиявшие на него, его деловые и личные отношения.

      Отдельный раздел содержит исследовательские статьи, иллюстрирующие поиск биографического материала о А. П. Куницыне различными специалистами.

      Один из разделов с энциклопедическими статьями состоит из статей, опубликованных с 1847 г. по настоящее время. В них показывается значимость личности А. П. Куницына для общественной и научной жизни России в различные исторические периоды.

      В последних двух разделах собраны статьи специалистов, профессионально не занимающих историей, которые дополнили материалы сборника, проиллюстрировали мероприятия, проводимые на родине Куницына в Сонковском районе Тверской области.

      В приложении представлены некоторые статьи А. П. Куницына, малоизвестные фотоматериалы и копии архивных документов из архивов Санкт-Петербурга, Тверской и Пермской областей.

26 июня 2019 г.

Опубликовано 11.06.2019

Алексей Николаевич Конасов

О дружбе Иосифа Бродского и Михаила Барышникова


     Это документальный рассказ по опубликованным источникам. По сути – это диалог поэта и солиста балета.

     Два ленинградца, становление которых происходило в одни и те же 60-ые годы. Как ни странно, они не были знакомы.

 

Читать полностью »

29 мая 2019 г.

Опубликовано 24.05.2019

Приглашаем всех желающих на очередное заседание клуба, которое состоится 29 мая 2019 г. в 18.30 в концертном зале музея.


 

 

Людмила Васильевна Ситникова

 

     Кругликова Елизавета Сергеевна (31.01.1865 – 21.07.1941) – известный художник, мастер гравюры. Работала в Париже, в начале XX в. вернулась в Россию. Её художественное наследие известный искусствовед А. А. Сидоров в 1936 г. определил в 250 офортов, 500 монотипий, 60 линогравюр, 1000 силуэтов, 200 живописных полотен.

     Архиву художницы трижды не везло. Первый раз всё пропало в Париже, в первую мировую войну. Вторая часть, включающая в себя многочислен-ные письма знаменитых современников, погибла в блокаду Ленинграда.

     Остатки наследия художницы – картины, гравюры, мебель, личные вещи бережно хранились в семье её племянницы, которая в 1964 г. передала 1094 предмета искусства в Русский музей. В 80-х годах XX в. неблагоприятные бытовые условия в третий раз разметали архив Елизаветы Сергеевны. 

     Сейчас работы художницы хранятся в Русском музее, в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, в других музеях России и частных собраниях. Малая часть – сохранилась в доме её внучатой племянницы. Это папка с работами и набросками Елизаветы Сергеевны, работы её учеников, некоторое количество личных вещей, семейные воспоминания. Часть работ и фотографий не публиковалась.
О них и будет небольшой рассказ.

Внеочередное заседание. Ренэ Герра

Опубликовано 14.05.2019

22 мая 2019 года приглашаем всех на внеочередное заседание клуба.


 

 

Герра, Ренэ. Культурное наследие Зарубежной России. — Москва: «МИК», 2018. — 919 с.: ил.

     Новая книга Ренэ Герра посвящена культурному наследию Зарубежной России. Главы “Моя Ремизовиана” и “Я вырос в бунинских местах…” посвящены двум юбилеям – 140-летию со дня рождения А. М. Ремизова и 145-летию со дня рождения И. А. Бунина. В первой части книги рассказывается также о встречах автора с выдающимися представителями второй волны русской эмиграции ХХ века.
Во второй части книги автор пишет о великих художниках в изгнании, с которыми он дружил. Глава “Юрий Анненков – уникальный художник и писатель” – “книга в книге ” с редчайшим иллюстративным материалом (сотни фотографий, факсимиле, автографов и репродукций работ художника). Материал отдельных глав посвящен художнику Сергею Шаршуну; архитектору, художнику, книжному графику Н. И. Исцеленнову. Специально исследуется вопрос об огромном вкладе художников-эмигрантов в мировое искусство книги (1920–1970 гг.)

Читать полностью »