Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

26 февраля 2020 г.

Опубликовано 14.02.2020

Борис Голлер. Мастерская Шекспира. — СПб. : Геликон Плюс, 2019

                                               

Правдоподобие положений и правдивость диалога — вот истинное правило трагедии.

А. С. Пушкин. Из письма Н. Раевскому 

Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока; но  существа живые, исполненные многих  страстей, многих пороков; обстоятельства развивают  перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры. У Мольера скупой  скуп — и  только; у Шекспира Шайлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен<…> Анжело  лицемер  — потому что его гласные  действия противуречат тайным страстям! А какая глубина в  этом характере! 
Но нигде, может быть, многосторонний гений Шекспира не отразился с таким многообразием, как в Фальстафе, коего пороки, один с  другим связанные, составляют забавную, уродливую цепь, подобную древней вакханалии.  

А. С. Пушкин. Table-talk 

400 лет после Шекспира

    Само существование Шекспира пытаются отрицать. Авторство его пьес кажется анти-страдфордианцам загадочным, и потому приписывается различным, порою мифическим персонажам (вроде убитого 30 мая 1593 г. Кристофера Марло).

Каковы же доказательства действительного существования Шекспира?

     Прежде всего, это сам Театр Шекспира. Автор знал театр, понимал и учитывал технологию театрального представления, его законы. Ни один аристократ, которого посвящают в Шекспиры, не стал бы думать о том, чтобы «сцена 3», к примеру, не содержала бы персонажа N, потому что ему надо передохнуть и переодеться для «сцены 4».

     Пьесы Шекспира настолько откровенно приспособлены к актерам его театра, что никто посторонний так сделать бы не мог, да и не стал бы. Как никакой аристократ не стал бы писать пьесы в таком количестве для «народного театра», а не для театра камерного, с избранным зрителем.

    Ни один из «пришлых» авторов не мог бы знать, что для комика Кемпа нужны одни образы, а для комика Армина – другие, и учитывать это.

     Все почти драматурги шекспировской эпохи были из поднимавшегося (или пытавшегося подняться) городского мещанства: сыновья башмачников, шорников, сельских священников или писцов. Шекспир – сын перчаточника из Стратфорда – в этом смысле – никак не исключение из правил.

     Связь эпизодов биографии Шекспира с его пьесами.

Шекспир и его трагедии. Характерные особенности

Шекспир – поэт, и на сцене он необходим именно в этом качестве.

Тенденции современного театра.

Параллельные ряды персонажей: Гамлет – Лаэрт, Лир – Глостер, Макбет – Данко. 

Почему медлит Гамлет…

Толстой о Шекспире и трагедии «Король Лир».

Ричард II, Ричард III. Фальстаф как «коллективный» портрет человека вообще.

Шекспир и Пушкин

«Годунов» как великое произведение шекспировской школы.

  • Композиция 
  • Богатство нюансов человеческой личности. Лжедмитрий как самый шекспировский из персонажей русской драматургии. 
  • Сцена смерти Годунова и беседа с сыном versus сцена Генриха IV с принцем Гарри. 

«Маленькие трагедии». «Каменный гость». Сцена с Лаурой, сцена с Анной. Четыре пьесы А.С. Пушкина о четырех страстях человека.