Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

27 ноября 2019 г.

Опубликовано 19.11.2019

Ждём всех в 18.30 в концертном зале музея. 


 

Петр Северцов

А. Г. ГабричевскийА. Г. ГабричевскийТеоретическое наследие А. Г. Габричевского (1891–1968) в области искусствознания


     В первой четверти ХХ века А. Г. Габричевский в сотрудничестве с единомышленниками по ГАХН (Государственная Академия Художественных Наук) работал над созданием «науки об искусстве»: теории искусствознания, построенной на принципах любой науки – объективности, проверяемости, внешней и внутренней непротиворечивости, прогностической способности.

     Ни в России, ни за рубежом пока не создана свободная от субъективизма единая теория искусств. Сегодняшнее искусствоведение переживает серьезный кризис. Базовые вопросы теории искусствознания остаются неразработанными, будучи уделом узкокорпоративного диалога, не влияющего ни на процесс развития искусства, ни на его восприятие зрителем.

     Научные труды А. Г. Габричевского — попытка создания такой теории. Они дошли до нас фрагментарно: автор не успел окончательно ее сформулировать. Напрашивается аналогия: чем были бы современная физика, информатика, нейробиология, если бы их создатели (Эйнштейн, Винер, Павлов) не смогли полноценно завершить и обнародовать свои исследования?

     Ознакомление заинтересованной аудитории с теоретическими изысканиями А. Г. Габричевского – насущная необходимость. Как найти объективные критерии, которые позволят отделить искусство от НЕ-искусства? Габричевский такие критерии выявил и сформулировал. Его теоретические выводы позволяют обратиться к до сих пор не решенным вопросам искусствоведения и ответить на них (с опозданием на сто лет), придав тем самым новый импульс работам в области искусствознания.