Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Афиша первого собрания Клуба библиофилов "Бироновы конюшни", состоявшегося 15 июня 1988 года в зале Всероссийского музея А. С. Пушкина.

Автор афиши - художник С. С. Петров.

 …1987 год. Открывается после реконструкции Всесоюзный музей А. С. Пушкина. Ленинградские библиофилы (Я. С. Сидорин, В. Х. Мазель, С. С. Петров и др.) вместе с сотрудниками музея (С. М. Некрасов, М. В. Бокариус, М. Я. Дубровина и др.) реализуют идею одного из крупнейших ленинградских библиофилов М. С. Лесмана (1902-1985) – создание на Мойке,12 библиофильской организации. Решено было создать Клуб библиофилов, задав для него достаточно высокую «планку требований». И в первую очередь – требований к качеству предлагаемых докладов. С этой целью выступающим вменялось в обязанность загодя представлять аннотации сообщений, со временем ставших неотъемлемой частью билета – приглашения. Неспешность проведения собраний (один раз в месяц) тому способствовала. Каждое собрание должно предваряться билетом – приглашением, а материалы собрания – обязательно документироваться.

15 июня 1988 года состоялось организационное собрание клуба. Избрали председателя – видного петербургского библиофила Якова Сергеевича Сидорина (20.12.1923–15.10.1994) и двух его заместителей: Сергея Сергеевича Петрова, художника-графика, и Марину Витальевну Бокариус, заместителя директора библиотеки Всесоюзного музея А. С. Пушкина. Положили собираться раз в месяц, кроме каникулярных (июль, август, сентябрь). Устав клуба решили не создавать, ограничившись рядом протокольных договоренностей.
В 1994 году ушел из жизни председатель Клуба Я. С. Сидорин. Потеря руководителя такой высокой культуры, такого ясного понимания задач, которые ставил и ставит перед собой Клуб, была тяжела. Первое и самое главное, что необходимо было сделать, - сохранить атмосферу преемственности от самых принципиальных позиций, до кажущихся несущественными мелочей. Новым председателем правления Клуба был избран Сергей Сергеевич Петров, который возглавляет его и поныне.

Минуло 20 лет. Клубные собрания проходят с завидной регулярностью. Как «театр начинается с вешалки», так всякое собрание Клуба предваряется вручением каждому его члену пригласительного билета, выполненного в виде буклета (триптиха), отпечатанного на тонированной бумаге. Изящный дизайн и высокая культура подача материала, делают сами билеты предметом библиофильского собирательства, тем более, что тираж их всего лишь 75 экземпляров и за пределы Клуба они не выходят.
На наружной стороне левой части триптиха, являющейся обложкой буклета, помещена марка Клуба в обрамлении изящного орнамента, идущего по периметру формата. На оборотной стороне указан тираж и номер билета, подписанный председателем, либо «вклейка» - фотография (порой редкая) человека, которому посвящено собрание. В средней части помещены: текст приглашения, фамилия, имя, отчество докладчика и тема выступления. От руки вписаны фамилия и инициалы члена Клуба. Правая часть триптиха (включая ее оборот) отводится для аннотации доклада или для материала, дополняющего сообщение. На обороте средней части указаны дата, время, место проведения собрания, данные о тираже и номер билета (при наличии «вклейки»). Это поле триптиха обрамлено тем же орнаментом, что и обложка буклета. Специально останавливаюсь на этом столь подробно, дабы читателю стали понятны дифирамбы билету, о которых говорилось выше. В декабрьский билет всегда помещается изящно оформленный поздравительный вкладыш «С Новым Годом и Рождеством Христовым». Заканчивая тему билета, следует сказать, что автор дизайна всего того, что является графическим обеспечением деятельности Клуба и его издательской деятельности, – С. С. Петров, а редактор, корректор, печатник тиража – Ольга Владимировна Фокина, благодаря которой счастливо разрешилась и проблема документирования материалов. Раз в пять лет составляются хроники Клуба, при этом каждая последующая включает в себя материалы предыдущей.

Заканчивая рассказ об этой стороне деятельности Клуба, можно уверенно констатировать, что, несмотря на годы «перестройки» и последующего лихолетия, «планка высоких требований» всегда поддерживалась на заданном уровне.
***
Переходя к рассказу о тематике собраний клуба и понимая, что упомянуть о каждом из них невозможно (объем статьи не беспределен!), заранее прошу докладчиков, чьи имена не упомянуты в статье, не обижаться на автора. Я вынужден назвать имена лишь некоторых, отдавая должное всем, кто внес свою лепту в работу Клуба.
Тематика собраний «Бироновых конюшен» распределяется по нескольким разделам. И, естественно, первый из них посвящен Пушкину, его времени и окружению. Из 17 докладов, прочитанных на эту тему, назову лишь пять: сообщение библиофила В. Х. Мазеля «Пушкинский Петербург в описаниях и изображениях современников» (с демонстрацией книг из его библиотеки); сообщение сотрудника Эрмитажа В. М. Файбисовича «К истории издания дневника Анны Олениной» (о судьбе дневника и его первом, парижском издании); сообщение директора библиотеки при Всероссийском музее А. С. Пушкина М. В. Бокариус «Парижские издания А. С. Пушкина с иллюстрациями В. И. Шухаева» (о непростых и многотрудных переговорах докладчика с вдовой художника и о терниях на пути «Пиковой дамы» и «Бориса Годунова» в библиотеку музея); сообщение сотрудника Института русской литературы РАН (Пушкинский дом) И. С. Чистовой «Пушкинская энциклопедия» (о составе энциклопедии и сведениях, в нее включаемых. Позже полный текст доклада был опубликован отдельным изданием «Бироновых конюшен»). И, наконец, эмоциональное выступление Андрея Марковича (Франция) «Заметки переводчика о непереводимом» (об опыте перевода на французский язык произведений русских писателей и поэтов, в частности, «Евгения Онегина»).

Памятуя слова Д. С. Лихачева о том, что библиотеки являются одним из столпов культуры, к следующему разделу я отнес 21 сообщение, посвященное как государственным библиотекам, так и частным собраниям. Воздавая должное первым, тем не менее, назову лишь некоторые из вторых, представляющие, на мой взгляд, особый интерес для библиофилов. А именно: сообщение сотрудника Института русской литературы РАН (Пушкинский дом) Н. Н. Шаталиной «Библиотека Ф. К. Сологуба» (о книгах, находящихся в собрании поэта, о дарственных надписях владельцу библиотеки); сообщение выдающегося литературоведа и музыковеда А. А. Гозенпуда (1908-2004) «Федор Игнатьевич Стравинский и его библиотека» (о книжном собрании знаменитого оперного артиста Мариинского театра Санкт-Петербурга, отца композитора И. Ф. Стравинского); сообщение сотрудника Института русской литературы РАН (Пушкинский дом) В. П. Купченко (1938-2004) «Библиотека Максимилиана Волошина» (история создания библиотеки, ее состав и состояние на сегодняшний день).;сообщение Е. В. Субботиной «Библиотека двух друзей» (история книжного собрания Л. Г. Николаи и Ф. Г. Лафермьера, находящегося в парке «Монрепо» (Выборг) и переданного в 1916 году Хельсинскому университету); сообщение заместителя директора по научной работе Всероссийского музея А. С. Пушкина Р. В. Иезуитовой и сотрудников библиотеки Томского Государственного университета Э. М. Жиляковой и Н. Ж. Ветшевой «Библиотека В. А. Жуковского» (об уникальном книжном собрании поэта, волею судеб поделенном между Томским Государственным университетом и Пушкинским Домом РАН).
Судьбы книг… Немало заседаний клуба было посвящено этой, волнующей библиофилов теме.
Вспоминается яркий, эмоциональный рассказ Я. С. Сидорина об автографах на книгах из его собрания, о проведенных разысканиях по установлению личностей дарителей и владельцев («Надписи на книге»). С замиранием сердца слушали рассказ о рукописных списках и об истории первого печатного издания «Горя от ума». К величайшему сожалению, текст доклада Я. С. Сидорина был прочитан его внучкой Е. С. Сидориной.
Не менее захватывающими по сюжету представляются сообщения М. В. Бокариус о дневниках и заметках Л. В. Дубельта; о книгах, найденных при разборке завалов во время блокады Ленинграда; об авторе, успевшем написать лишь одну книгу и погибшем за два месяца до Победы (Н. Ашукин. Живой Пушкин, 1934); об авторе уникального сборника разноязычных стихотворений, погибшем в сражениях на Кавказе; о неизданных автографах М. А. Волошина («Живая жизнь книги», «Книга без заглавия», «История книги – история судьбы», «Неизданные автографы М. А. Волошина»).
Остался в памяти и рассказ Н. И. Смирновой о семье Айхенвальдов, на примере которой можно изучать историю российской интеллигенции в советское время. Дед, Ю. И. Айхенвальд, философ, литературовед, автор ряда книг («Силуэты русских писателей» и др.) – был выслан из России на «философском пароходе». Сын, А. Ю. Айхенвальд, профессор института «Красной профессуры», автор запрещенной цензурой книги по экономике – расстрелян как «враг народа». Внук, Ю. А. Айхенвальд, писатель, переводчик, литературовед – отбыл не одну ссылку… («Ю. А. Айхенвальд – книги и встречи»).
Своеобразным оказалось сообщение В. С. Бахтина (1923-2001) – собирателя и исследователя фольклора, литературоведа, библиографа, поведавшего о своих неоднократных поездках в старообрядческие поселения за пределами России. Свои наблюдения и размышления от поездок он опубликовал в книге «Фольклор русского зарубежья в записях Владимира Бахтина» («Книжные традиции русских зарубежных поселений»).
Еще много достойных сообщений на эту тему прозвучало в конференц-зале на Мойке, 12.
Художникам книги за это время было посвящено лишь шесть собраний. В. П. Поздняков (1914-1991) - инженер, библиофил, искусствовед по призванию души поведал о результатах своего исследования художественного наследия любимого художника («Загадки некоторых изданий с иллюстрациями Г. Нарбута»). В. Х. Мазель выступил с сообщением «Книжная графика Б. М. Кустодиева в моем собрании». Рассказ сопровождался демонстрацией книг из библиотеки докладчика. В. Л. Фомин ( 1933-2006 ) - математик, библиофил рассказал о немецком художнике Фрице Айхенберге, проиллюстрировавшем 8 романов русских писателей: Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. С. Пушкина («Американский художник – замечательный иллюстратор русских романов»). И. Г. Мямлин – искусствовед с присущими ему эрудицией, манерой подачи материала и образностью речи дважды выступал с рассказами о художниках-иллюстраторах книг («Н. В. Кузьмин – художник, литератор, человек», «Самиздат художников»). Ф. М. Файбисович – сотрудник Государственного Эрмитажа рассказал об истории создания художниками В. И. Гау и К. К. Пиратским уникального альбома («Альбом Лейб-гвардии Конного полка»).
Представление вновь выходящих книг – одна из особенностей, присущая «Бироновым конюшням». За время существования Клуба их состоялось полтора десятка. В последние же годы представления книг постоянно присутствуют в календарном плане Клуба, и не единожды в сезоне. Обсуждаются книги, как библиофильского толка, так и прочей направленности. Среди первых хочется отметить представления книг В. В. Худолея (1945-2007) «Книжные знаки и семья Романовых», «История ЛОЭ», М. В. Бокариус «Собрание С. Л. Маркова», С. Бурмистрова «Журнал библиофила «Про книги»». Среди вторых – Д. Лосева «Издательский дом «Коктебель»», М. С. Глинки «Хранитель» и «Прадеды на часах», С. В. Белова «Полвека с Достоевским. Воспоминания».
Лишь несколько собраний Клуба было посвящено газетам и журналам прошлого. С сообщениями «Журнал «Искусство и художественная промышленность»» и «Издание Н. В. Кукольника «Художественная газета»» выступила О. С. Острой, искусствовед, сотрудник Российской национальной библиотеки. Ф. М. Лурье - историк, литератор поведал о двух журналах, издававшихся в России («Журнал «Старые годы» и его издатель», ««Столица и усадьба» - журнал «красивой жизни»»). О первых юмористических изданиях и журналах, появившихся в Петербурге еще в «николаевское время» рассказал Е. М. Биневич.
***
Личности, оставившие след в культуре Отечества… За два десятилетия на собраниях Клуба, посвященных этой теме, прозвучали шестнадцать имен: Г. Р. Державин и В. К. Кюхельбекер, А. С. Грибоедов и О. Э. Мандельштам, П. А. Ефремов и П. Н. Столпянский и др. Остановимся лишь на некоторых…
Жизненному и творческому пути Э. Ф. Голлербаха (1895 – 1942), видного библиофила и искусствоведа 20-х – 30-х годов прошлого столетия, посвятила свои доклады О. С. Острой – ведущий специалист в области исследования наследия ученого (««Город муз» в жизни Э. Ф. Голлербаха»», «Неизданный Голлербах», «Э. Ф. Голлербах – коллекционер»).
Личности А. Н. Оленина (1763 – 1843), долгие годы стоявшего во главе Государственной канцелярии, Императорской Публичной библиотеки и Академии художеств, посвятил свои выступления В. М. Файбисович («Издания археологических трудов А. Н. Оленина», «А. Н. Оленин. Опыт о правилах медальерного искусства», «А. Н. Оленин (грани биографии)»).
Ф. Г. Беренштаму (1862 – 1937), в известной мере – человеку «серебряного века», видному деятелю издательства Общины Святой Евгении, художнику, академику Академии художеств посвятила одно из своих выступлений О. С. Острой («Один из деятелей издательства Общины Святой Евгении (Ф. Г. Беренштам)»). Она же рассказала о служителе Императорской Публичной библиотеки П. Н. Петрове (1827 – 1891), видном исследователе истории застройки и топоминики российской столицы XVIII века («Писец Императорской Публичной библиотеки П. Н. Петров – историк Петербурга»).
А. И. Белецкому (1884 – 1961), выдающемуся русскому и украинскому филологу, историку литературы, действительному члену Академий наук СССР и УССР посвятил свое выступление А. А. Гозенпуд.
Творческому наследию и памяти М. М. Зощенко (1895 – 1958) было посвящено сообщение директора музея Зощенко К. С. Кузьмина («М. Зощенко. Архив. Библиотека. Музей»).
***
Стало доброй традицией отмечать дни памяти видных ученых, с которыми Клуб был тесно связан в своей деятельности, библиофилов и сотрудников музея А. С. Пушкина, внесших значительный вклад в деятельность «Бироновых конюшен». Полагаю должным назвать их всех в порядке проведения вечеров памяти.
Б. В. Томашевского (1890 – 1990), доктора филологических наук, научного сотрудника ИРЛИ (Пушкинский дом).
М. С. Лесмана (1902 – 1985), музыканта, видного библиофила Ленинграда – Санкт-Петербурга, инициатора создания клуба «Бироновы конюшни».
С. А. Рейсера (1905 – 1989), доктора филологических наук, литературоведа, преподавателя ленинградского библиотечного института им Н. К. Крупской.
А. С. Розанова (1910 – 1994), видного музыканта, музыковеда, композитора, эссеиста.
И. С. Зильберштейна (1905 – 1988), известного литературоведа и искусствоведа.
В. Э. Вацуро (1935 – 2000), научного сотрудника ИРЛИ, выдающегося ученого – пушкиниста.
С. С. Ланды (1926 – 1990), доктора исторических наук, литературоведа, пушкиниста.
Т. К. Галушко (1937 – 1988), сотрудницы музея А. С. Пушкина, поэтессы.
***
Одной из форм деятельности Клуба является проведение выставок, в организации и оформлении которых члены Клуба принимают посильное участие. За время существования «Бироновых конюшен» их состоялось семь. Хотел бы назвать все. Замечу, что приведенная дата соответствует дате открытия выставки.
30 июня 1989 г. – выставка, посвященная 100-летию со дня рождения А. А. Ахматовой (род. 11(23) июня 1889г.). В экспозиции были представлены экспонаты из собрания музея А. С. Пушкина и частных собраний членов Клуба (рукописи, автографы, прижизненные издания поэта).
30 января 1991 г. – выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Н. В. Кузьмина (род. 6(18) декабря 1890 г.), видного художника, много и плодотворно работавшего на ниве иллюстрации и оформления книг.
29 мая 1991г. - выставка «Романтический мастер», посвященная 100-летию со дня рождения М. А. Булгакова (3(15) мая 1891). В экспозиции были представлены экспонаты из собраний различных музеев страны и частных собраний сотрудников музея и членов Клуба.
29 января 1992 г. – выставка «Живые лица» (памяти пушкинистов). Были представлены материалы, освещающие историю пушкинистики, из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина и частных собраний.
24 апреля 1996 г. – выставка AB OVO (лат., «с яйца, т. е. с начала»), посвященная петербургской династической фамилии художников Корниловых – Харшаков.
29 мая 2002 г. – выставка «На чреде высокой (В. А. Жуковский – поэт, художник, человек)». Ее открытие было приурочено к 150-летию со дня смерти поэта (12(24) апреля 1852 г.).
25 января 2006 г. – выставка «Если жить, то действовать», посвященная декабристам. Были представлены материалы о семьях Волконских, Ивашевых, Муравьевых, Анненковых.
***
Издательская деятельность Клуба. На сегодняшний день в свет вышло 20 уникальных изданий, столь же изящно оформленных, как и пригласительные билеты. Хроники Клуба за первое (1993 г.), второе (1998 г.) и третье (2003 г.) пятилетия, библиографические указатели Б.Ф. Егорова (к 70-летию и 75-летию со дня рождения), документы второго съезда ВАБ (1996 г.), материалы некоторых, прозвучавших в клубе докладов, как-то: Я. С. Сидорина «Рукописный Грибоедов», И. С. Чистовой «Пушкинская энциклопедия», Ф. М. Лурье «Журнал «Жар-птица»», В. П. Купченко «Библиотека Максимилиана Волошина» представляют собой первое, традиционное направление издательской деятельности Клуба.
Другое, на мой взгляд, наиболее оригинальное направление, представляют специальные выпуски (восемь!), оформленные в едином стилистическом ключе и выходящие под названием «Автограф». По замыслу, цель этих выпусков - публикация автографов, писем, рукописных материалов, находящихся в частных собраниях. В предисловии к «Автографу №1» Б. Ф. Егоров написал: «Надеюсь, скоро у нас возникнут, в подражание XIX веку, толстые журналы типа «Русской старины» и «Русского архива», которые будут публиковать воспоминания, дневники, переписку не только крупных деятелей, оставивших заметный след в истории культуры, но и рядовых граждан. А пока будем радоваться первым ласточкам возрождения памяти в виде предлагаемых вам выпусков».
Укажу, чему они посвящены.
«Автограф» №1 представляет факсимильное воспроизведение дарственных надписей на книгах А. Ахматовой, Н. Клюева и Н. Гумилева.
«Автограф» №2 представляет факсимильное воспроизведение открыток художницы Е. С. Кругликовой к брату Н. С. Кругликову. На них, кроме текста, она делала акварельные портреты и рисунки.
«Автограф» №3 посвящен А. А. Ахматовой. Здесь впервые опубликованы автографы (рукописи) ряда ее стихотворений.
«Автограф» №4 публикует письмо А. А. Фета к С. В. Энгельгардт по поводу убийства 1 марта 1881 года Александра II.
«Автограф» №5 представляет рукопись седьмой элегии А. Ахматовой из цикла «Северные элегии» («Последняя речь подсудимой»). Следует отметить, что эта публикация состоялась, несмотря на жаркие споры относительно подлинности автографа!
Автограф №6 публикует письмо К. И. Чуковского к Б. Ф. Егорову по поводу книжки «Трудов..» тартусского университета (конец мая 1968 г.)
Автограф №7 представляет рукопись тезисов к статье, либо докладу М. Волошина, посвященному книге, как памятнику культуры и произведению искусства (весна 1921 г.)
Автограф №8 воспроизводит копию письма П. П. Викторова (студента – революционера) к Ф. М. Достоевскому с просьбой опубликовать его стихотворение «Погибающие» в «Дневнике» писателя и о событиях, тому последовавших в судьбе этого «деятеля революционного движения в России».
Следующие издания Клуба – в работе!
Клуб живет, строит планы, успешно их реализует…

В. А. Яшин