Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

«Пушкин – мое выстраданное»

(Черты творческого облика Н.В. Дыдыкина)

Вилли Александрович Петрицкий


 

Скульптор Николай Васильевич Дыдыкин автор памятника А.С. Пушкина во дворе дома поэта на Мойке 12, родился 17 декабря 1894 года. Уроженец Палеха всесветно известного села художников, Николай Васильевич  с детских лет приобщился к миру прекрасного. Мальчиком начал работать в иконописи, постигая секреты мастерства  у таких корифеев палехской миниатюры, как И.М. Баканов, И.И. Вакуров, АА. Дыдыкин.

В годы гражданской войны художника призвали в армию. Товарищи по оружию вскоре заметили способности молодого красноармейца к рисованию. По запросу из Москвы Н.В. Дыдыкин  был направлен на агит-скульптурные  курсы  при Политуправлении округа. Руководил курсами М.Г.Манизер. Его как первого своего учителя всегда с благодарностью вспоминал Н.В. Дыдыкин.

Более учиться не пришлось. Но природный талант, бесконечное трудолюбие, широкий круг чтения и жизненных наблюдений  сделали свое дело. В 1933 году Н.В. Дыдыкин был принят в Союз художников и начал участвовать в городских и всесоюзных выставках художников. В этот  период жизни Н.В.Дыдыкин близко сошелся с поэтом Н.А. Клюевым, который жил неподалеку и часто бывал гостем семьи скульптора.

В 1937 г. скульптурная группа  Н.В. Дыдыкина «Пограничник с собакой» экспонировалась на Международной выставке в Париже и была отмечена Почетным дипломом. Перед войной  скульптор вылепил  выразительные портреты И.М. Сеченова и Н.А. Некрасова.

В годы войны, находясь в блокадном Ленинграде , а затем эвакуировавшись в Палех, художник работает над скульптурным воплощением образа партизанки Зои Первушиной, создает впечатляющий портрет сына, талантливого молодого художника , погибшего под Сталинградом осенью 1942 года.

К образу великого русского поэта скульптор обращался неоднократно, но  только  в середине 40-х гг. пришел к мысли о создании памятника. Работа длилась несколько лет  и была завершена в 1949 г. 8 октября 1950 г. состоялось открытие памятника. На пьедестале работы архитектора Н.А.Медведева сделана надпись: «Пушкину – Пушкинское общество». На открытии с речами выступили известные ученые-литературоведы Б.П.Городецкий и Б.В. Томашевский, а также поэт В.А. Рождественский.

Особенно плодотворным был для скульптора  период «оттепели»  вторая половина 50-х – 60-е гг. Н.В. Дыдыкина всегда интересовал человек – его творческая сущность, духовное и нравственное своеобразие личности. Поэтому замечательное дарование художника с наибольшей полнотой раскрылось именно в жанре портрета. Скульптором создана  целая галерея, свыше двухсот портретов исторических деятелей и наших современников – А. Рублева, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, С.В.Рахманинова, А.А. Блока, С.А.Есенина, Д.И. Фурманова, Г.К Жукова, П.А.Корина… Памятники, выполненные скульптором, украшают улицы и площади многих городов страны. Скульптурные работы Н.В. Дыдыкина экспонируются в российских и зарубежных музеях. В 1956 г.  художнику было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств России.

В 1972 г. Н.В. Дыдыкин осуществил давно задуманный им портрет мыслителя-гуманиста Альберта Швейцера. Эта работа получила высокую оценку отечественных и зарубежных ценителей искусства и была передана семьей скульптора в дар Дому-музею Швейцера в Гюнсбахе (Франция).

Дорогим другом и помощницей Н.В. Дыдыкина  в творческой работе была его большая библиотека, которая собиралась с юношеских лет. Старейшая  ее часть хранилась в родовом доме художника в Палехе – здесь  преобладала духовно-религиозная литература, массовые издания русских писателей-классиков в приложениях к «Ниве», особенно много книг А.Пушкина и Л. Толстого. Н.В. Дыдыкинзнал наизусть немало пушкинских стихов и читал их в дружеском кругу. После кончины Л. Толстогохудожник длительное время был увлечен его идеями и собрал внушительную подборку запрещенных книжек великого писателя.

В ленинградской части библиотеки  преобладали издания по искусству, литература по истории России, краеведению: дореволюционные многотомные издания писателей-классиков. Несколько полок занимали роскошные дореволюционные издания по искусству, среди которых «История искусства» И. Грабаря, «Библия» с иллюстрациями Г. Доре.

Н.В. Дыдыкин скончался 18 апреля 1975 г. в Палехе. Похоронен там же, неподалеку от могилы его друга известного художника П.Н. Корина. В декабре 1975 г. в пристройке к родовому дому открылся мемориальный музей скульптора, при входе в который гостей встречает скульптурная фигура А.С. Пушкина.