Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Семейный архив Нащокиных

 Граната Иустиновна Назарова


 

В 1978 году Всероссийский музей А.С. Пушкина приобрел архив внучки П.В.Нащокина Веры Андреевны Нащокиной (Зызиной), скончавшейся  в 1996 году. Архив состоит из двух частей: 25 писем родителей Веры Александровны Нащокиной (Нарской) – Александра Петровича Нащокина (дальнего родственника П.В. Нащокина) и Дарьи  Нестеровны  Нагаевой – к дочери  и к ее мужу Павлу Войновичу. Вторая часть  – семейные документы Нащокиных  2-й половины 19 века.

Большая часть писем опубликована («Пушкин. Исследования и материалы». Л., 1983. Т.11). И хотя имя А.С. Пушкина встречается в этих письмах только один раз, тем не менее, они представляют значительный интерес, так как относятся к 1834 году, времени, когда дружеские отношения Пушкина с Нащокиным были в зените.

В письмах отразились перипетии жизни семейства Нащокиных, к которым был причастен поэт. Обилие  обыденных  подробностей, рассыпанных в посланиях деда и бабушки В.А. Нащокиной (Зызиной), придает им зримость и осязаемость реалий, важных для более точного и конкретного представления о быте близкого Пушкину семейства. Благодаря этим документам фигуры друзей семейства Пушкиных, Павла Войновича и Веры Александровны Нащокиных, становится ярко высвеченными, при этом  выявляются  малоизвестные штрихи и оттенки их образов, а так же вносятся новые подробности в биографию поэта.

 « Нащокинский домик» как образец  ювелирного искусства

Лена Валентиновна Огневич


 

Среди  мемориальных предметов, хранящихся во Всероссийском музее А.С.Пушкина, особо выделяется  «Домик Нащокина». Г.И. Назарова, старейший сотрудник ВМП, подробно исследовавшая историю бытования «Домика», обращает внимание на уникальность его как экспоната, воссоздающего яркую картину дворянского быта 1830-х годов и как комплекса  вещей, помогающих восстановить обстановку дома Нащокина, в котором останавливался А.С. Пушкин.

Представляя из себя уникальный  памятник декоративно-прикладного искусства 1-й половины 19 века, «Домик Нащокина» можно отнести  и к области ювелирного искусства, принимая его как миниатюрное, тонкое искусство вообще (от лат. jocellum  – драгоценность и от iocus – шутка, забава, украшение).

Задуманный П.В. Нащокиным в начале 1930-х годов «Домик» был «доведен до совершенства» к середине 1836 года. Все предметы «Домика»  Нащокин заказывал известным мастерам того времени. При создании копии своего дома им, вероятно, руководила мысль оставить после себя не экспонат для музея, выполненный на высоком художественном уровне , а стремление доставить удовольствие себе, своим родным и друзьям. Но каждая вещь в Домике, будь то: предметы мебели, посуда из форфора и стекла, кухонная утварь из жести или самовары из серебра, являет собой образец истинного тонкого искусства.

Сложная судьба оказалась у «Домика Нащокина». Разорившись в очередной раз П.В. Нащокин вынужден был отказаться от решения оставить эту «игрушку» Н.Н. Пушкиной. «Домик» был заложен и распродан по частям. С конца 19 века делались попытки воссоздать его в полном объеме. Ряд предметов «Домика» в настоящее время находится в реставрации, появится возможность оценить вещь с точки зрения ее исполнения, что позволит уточнить атрибуцию, выявить истинную их принадлежность к комплексу «Домика».