Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

«Самиздат художников»

Игорь Гаврилович Мямлин


 

Художественный «самиздат» возник потому, что многие достойные –  и отнюдь не крамольные произведения (стихи Виньона, дю Белле, Пушкина, Ахматовой) не выпускались в том художественном облике Книги, о котором мечтал иллюстрировавший эту литературу мастер.

Из пионеров художественного «самиздата» особенно отметим москвича М.И. Полякова (1903-1978), первая рукописная (с гравюрами на дереве) книжечка работы которого – Иоахим дю Белле «Эпитафия маленькой собачке» – была сделана в 1946 году.  Остальные 27 – стихи Реми Белло, Франсуа Вийона, Антуана де Баифа, А.А. Ахматовой и А.С. Пушкина – исполнены в 1957-1974 гг. Из них 13 – «пушкинские»» и 10 – «вийоновские». Тираж которой колеблется от 4 до 7 экземпляров. Делались  они прежде всего в качестве подарка жене художника В.Н. Репниковой, его Музе и спутнике жизни почти полвека. Размером в среднем 16х12 см., все они имеют суперобложку, титул, фронтиспис, заставку и концовку. Почти все подкрашены акварелью. Текст рукописный, выходных данных нет. Отдельные экземпляры ныне находятся в Российской национальной библиотеке, в музеях Пушкина в Москве и Санкт-Петербурге, в частных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Берлина, Иерусалима.

 Несомненный интерес представляют художественные издания, созданные в Петербурге И.О. и Э.Е. Фоняковыми. Это, как правило, стихи И. Фонякова с иллюстрациями его жены, литератора и художника Э. Фоняковой.

Помимо оригинальных текстов, И. Фоняков с согласия авторов выпустил в «самиздате» свои переводы с алтайского – «Думы Арджана Адарова (1997тир.5 экз.), «Четверостишия» А Германова (Болгария), 1998, тир. 5 экз.

Используя возможности компьютерной и множительной техники, автор этих строк по просьбе родственников скульптора В.Ф.  Тихомолова и врача, поэта М.З. Гордона подготовил и выпустил сборники их памяти (1997 и 1998, тир. 50 экз. каждый) с иллюстрациями. Высокие полиграфические качества этих изданий убедили в том, что книги такого рода удобны, в частности, и как каталоги монографических выставок художников. Поэтому за ними последовали иллюстрированные каталоги и иные издания: «Г.И.Карабинский. Начало пути», 1997, тир. 50 экз; «Мир пластики Левы Бейбутяна», 1998, тир. 50 экз.. на рус. и англ. яз.;  Л. Мисюк. «Избранное» (стихи), 1998, тир. 30 экз.; Элла Фонякова. «Мини-графика», 1998, на рус. и англ. яз., тир 10 нумерованных экз., в каждом экземпляре 11 оригинальных иллюстраций – авторских работ художника; «Лоскутное шитье Елены Николаевой», 1998, 7 с. Текста и 15 цветных вкл., тир. 10 экз.

Обстоятельного исследования и специального доклада заслуживают очень высокие  образцы рукотворной книги, созданные выдающимися мастерами – А. Пахомовым, А.Гетманским, Н. Казимовой, М. Карасиком, Ю. Люкшиным, В.Мишиным, Э. Насибулиным, В. Тамбовцевым и рядом их коллег.

Блестящим подтверждением этого тезиса является выставка « Петербургская рукотворная художественная книга»  в Эрмитаже (октябрь-ноябрь 1998г.).