Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

«Архитектурные ландшафты Петербурга»

Феликс Моисеевич Лурье


 

Совокупность видов отдельных зданий и ансамблей Петербурга принято называть его иконографией, вид изображающий главным образом архитектуру, - архитектурным ландшафтом. Ландшафт имеет более ясное определение, чем пейзаж, и давнюю традицию использования в России этого термина: в Академии художеств долгое время был Ландшафтный гравировальный класс (его название менялось), некоторым выпускникам и других классов Академии присваивалось звание ландшафтного художника (живописца). 

Общее число архитектурных ландшафтов Петербурга, выполненных до 1917г. и хранящихся в музеях города, крупнейших библиотеках и частных собраниях, по весьма приблизительной оценке следующее: масло – 150 холстов, акварель –  500 листов, рисунок – 300 листов, печатная графика, включающая версии, перегравировки и репродукционные гравюры, – 1500 листов, то есть всего около 2500 единиц. Это число значительно превосходит все вместе взятые архитектурные ландшафты других городов России.

Архитектурные ландшафты Петербурга создавали А.Ф. Зубов, М.И. Махаев, Б.Патерсен, Ф. Я. Алексеев, М.Ф. Дамам-Демартре, А.Е. Мартынов, Дж. Аткинсон, С.Ф. Галактионов, И.А. Иванов, М.Н. Воробьев, А. Тозелли, К.П. Беггров, В.С. Садовников, В.Ф. Тимм, А.П. Остроумова-Лебедева, М.В. Добужинский и др.

Архитектурные ландшафты Петербурга, выполненные в технике печатной графики, выпускались в виде отдельных листов, альбомов и серий (не всегда серии можно отличить от альбомов). Всего серий было выпущено около двадцати.

Петр I  рассматривал печатную графику как важнейшее средство информации, как оружие пропаганды. После его кончины откровенно пропагандистские сюжеты исчезли. Листы, посвященные Петербургу, отображали все заметные события, происходившие в столице: парады, наводнения, освящение храмов, строительство выдающихся зданий, открытие памятников. Чаще изображался столичный блистательный Петербург. Главнейшим достоинством архитектурных ландшафтов является  то, что благодаря им мы знаем, как выглядели перестроенные или разрушенные здания. До появления фотографии они были единственными документами, фиксировавшими город и отдельные его части, существенно дополнявшими картографические материалы. Архитектурные проекты сохранили застывшие замыслы зодчих, не всегда реализованные или в точности воплощенные.

Изучение иконографии Петербурга показывает, что в сочетании со старыми планами и натурой архитектурные ландшафты позволяют внести весьма важные уточнения в знание истории северной столицы.