Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

«Факсимильные издания рукописей Пушкина: 

прошлое, настоящее, будущее»

Татьяна Ивановна Краснобородько


 

Накануне 200-летней годовщины рождения А.С. Пушкина Пушкинский Дом Российской академии наук в сотрудничестве с Форумом лидеров бизнеса под эгидой принца Уэльского завершил беспрецедентный научный проект – факсимильное издание 18 рабочих тетрадей поэта. Над изданием рукописей Пушкина, которые сохраняются в Пушкинском Доме как реликвия общенационального значения, работали пушкинисты из Петербурга, издатели из Кембриджа, полиграфисты из Болоньи. С выходом полного собрания рабочих тетрадей поэта осуществилась мечта нескольких поколений архивных хранителей. Этому большому проекту предшествовали другие замыслы; все они более или менее успешно начинались, все они – силою обстоятельств – не были завершены, но несмотря ни на что, сама идея полного издания автографов Пушкина унаследовалась, она осознавалась и утверждалась как неизбежность и, рано или поздно, была обречена на осуществление.

В 1901 г. А. де Бионкур и Л. Бельский впервые полностью воспроизвели две пушкинские рукописи – «Скупого рыцаря» и «Русалку». Судя по всему, у издателей не было выработано определенного плана: продолжение своего предприятия они ставили в зависимость от «благосклонного приема» публики. Оно прекратилось на втором выпуске, скорее всего по объективным причинам: факсимильное издание рукописных текстов – занятие медленное, трудоемкое и чрезвычайно дорогостоящее. Поэтому не случайно, что первый широкомасштабный проект такого рода (впрочем, как и последний) возник под августейшим покровительством.

В начале ХХ века роль издателя пушкинского рукописного наследия принял на себя князь Олег Константинович, сын президента Императорской Академии наук великого князя Константина Константиновича, выпускник LXIX курса Императорского Александровского лицея. На собственные средства он предполагал издать все автографы Пушкина – и те, что хранились в государственных учреждениях, и те, что находились тогда у частных владельцев.

Первый выпуск издания, включавший 17 стихотворных произведений из собрания лицейского музея, вышел к 100-летию Лицея. К сожалению, он оказался единственным: князь Олег погиб на войне в сентябре 1914 г. Одним из «наставников» князя Олега на издательском поприще был П.Е. Щеголев, убежденный пропагандист идеи полного издания пушкинского автографического фонда и инициатор нескольких проектов в подобном роде. Как свидетельствуют архивные документы, первый опыт фототипического издания одной из рабочих тетрадей Пушкина оказался прямо связанным с именем этого известного пушкиниста. Издание Альбома 1823-1835гг. было осуществлено по предложенному Щеголевым плану, хотя и через 9 лет после его смерти, в 1940 г. Тетрадь была переиздана почти через 60 лет на новом полиграфическом уровне – уже в составе полного восьмитомного собрания пушкинских тетрадей.

«Мерилом всего нравственного бытия поэта» назвал его «черновые тетради  П.В. Анненков. Отныне благодаря совместному проекту они пришли в рабочие кабинеты пушкинистов всего мира, пушкинские музеи, публичные и университетские библиотеки, национальные архивохранилища.