Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Портрет в русской литографии XIX в.

Галина Алексеевна Миролюбова


 

    О популярности в XIX в. литографированного портрета свидетельствуют многие музейные собрания. Одно из крупнейших хранится в Государственном Эрмитаже. Оно отражает все этапы развития этого вида искусства и знакомит с творчеством художников различных по силе таланта и степени увлеченности литографией, появившейся, в   России в середине 1810-х гг.

    Литография точнее других печатных способов изображений передавала стилистические и эмоциональные особенности  портрет, часто нарисованного с натуры прямо на литографской плите. Обратившихся в числе первых к литографированию А.О. Орловского, А.Г. Венецианова и П.Ф. Соколова увлекла возможность мягкой  разработки литографского карандаша, сообщающей изображению  исключительную тонкость теневых эффектов. Легко и свободно перенесли свой графический почерк в литографию и такие выдающиеся мастера графического портрета, как О.А. Кипренский и А.П.Брюллов. Авторские эстампы этих художников отразили присущей эпохе романтизма интерес к ярким, значительным и глубоко интеллектуальным личностям. В манере легкого эскизного наброска с натуры литографировали в 1820-1830-х гг. художники Г.А. Гиппиус, Е.И. Гейтман, В.К. Шебуев и Э.И. Эстеррейх.

    Во второй половине 1830-х–1850-х гг. широкое распространение получила репродукционная литография. Ее тональные возможности хорошо подходили для передачи объемно-пластической выразительности оригиналов. В такой манере работали литографы В.И. Погонкин, П.И. Разумихин, Ф.С. Пашенный, П.И. Смирнов, Ф.шевалье, Г. Шмидт, С. Мейер. Русский литографированный портрет этого времени отличает еще одно новое качество: пристрастие к эстампам больших размеров. Они служили как для фамильных репрезентаций, так и для официального украшения государственных учреждений. Возрос также интерес к репродуцированию семейных или групповых портретов в характерной бытовой обстановке. Интерес к сюжетам частной жизни отвечал модной в это время эстетике бидермейера.

    В середине XIX в. славу самого талантливого литографа, усвоившего новый тип приближенного к документальности портрета, приобрел художник В.Ф. Тимм. В выпускаемом им в 1851-1862 гг. периодическом издании «Русский художественный листок»  было помещено около 400 портретов людей, прославившихся в разных современных или исторических событиях.

    Следуя стилистике фотоснимков, потрет в исполнении многих художников представлялся более документальным и далеким от прежних изобразительных задач. Этими качествами отличаются литографии двух монументальных изданий: «Портреты лиц, отличившихся и командовавших действующими частями в войне 1853, 1854, 1855 и 1856 годов» (издание Редакции российской военной хроники) и «Портретная галерея русских литераторов, журналистов, художников и других замечательных людей» (издание А.Э. Мюнстера, 1859-1863гг.)

    Быстро развивающаяся фотография оказала такое влияние на все виды искусства, что вскоре их практики русских художников почти полностью исчез не только литографированный, но также карандашный и акварельный портрет. Свою роль эти техники уступили новым способам печатных изображений, основанных на способах фотомеханики. Возрождение оригинального графического  портрета, в том числе и литографированного, наступило лишь на рубеже XIX- XX столетий. К авторскому рисунку на камне обратились молодые художники из творческого объединения  «Мир искусства». Они возродили искусство ранней русской автолитографии и прежде всего в наиболее традиционном для нее портретном жанре.