Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

«Л.-В.Теппер де Фергюсон: Судьба, Жизнь, Думы»

Ольга Александровна БАЙРД (Яценко)


 

 

Теппер де Фергюсон Л.-В. Моя история

(сост., автор вступит статьи,

пер. с фр. О.А.Байрд (Яценко)

– М.: МГИ им. Е.Р.Дашковой;

Спб.:Дмитрий Буланин,

2012.–608с. [64]с. илл.

 

    Книга представляет недавно  обнаруженные мемуары человека, которого до сих пор мы знали как второстепенного композитора пушкинской поры, учителя пения в Царскосельском лицее. В своих мемуарах, хранящихся в семье потомков его старшего брата, Теппер рассказывает историю своей жизни – детство, проведенное в роскошном доме большой варшавской семьи, учеба в Штутгартской военной академии и Страсбургском университете, занятия музыкой, дипломатическая служба. Он подробно описывает впечатления от своих путешествий по Европе – Франция, Швейцария, Испания, Пруссия и немецкие государства, Голландия, – и в то же время позволяет увидеть «изнутри» частную жизнь обыкновенных людей той эпохи. Тепперу удалось  «посетить сей мир в его минуты роковые»: он стал свидетелем Французской революции, разделов его родной Польши, наполеоновских войн. Он видел начало воздухоплавания, собрания Якобинского клуба, занятия месмеризмом, дилижансы и первые паровые суда. Он знавал Шиллера, Гайдна и Бетховена.

    Значительная часть  мемуаров посвящена его жизни в России, наблюдениям за событиями павловской и александровской эпохи, дружбе со вторым директором Царскосельского лицея и музыкальным занятиям с его воспитанниками. Мемуары представляют музыкально одаренного человека, жившего на рубеже двух веков, принадлежавшего к двум совершенно различным эпохам и глубоко осознавшего разницу между ними. На наших глазах беззаботный и тщеславный мальчишка превратился в человека, умудренного жизненным опытом и приобретшего философский взгляд  на движение истории и свое место в ней. Через всю книгу нитью проходят его размышления о природе детства и юношества, о гуманных методах воспитания и образования, о становлении личности в критических обстоятельствах. Опыт своей жизни он передал лицейским воспитанникам, и можно понять, почему В.К.Кюхельбекер назвал Теппера «превосходным виртуозом и столь же превосходным человеком».