Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Вступительное слово Антонова Г. Н. на CCXLVII заседании Клуба библиофилов «Бироновы конюшни» 28 октября 2015 года к выступлению И. Л. Великодной:

«Судьба библиотеки Василия Михайловича Головнина»

 

Головнин Василий Михайлович — вице-адмирал и генерал-интендант флота. Выдающийся моряк, Головнин в то же время был исключительно образованным для своего времени человеком, обладал большими научными познаниями, несокрушимой энергией и административным талантом.

Родился 8 (19) апреля 1776 года в селе Гулынки, Переяслав-Рязанской провинции, Московской губернии. С малолетства был записан в Преображенский полк, но после смерти родителей поступил в Морской корпус.

Первый боевой опыт получил гардемарином летом 1790 г. Принимал участие в нескольких морских сражениях со шведами. Произведенный в мичманы в 1793 г., для усовершенствования в морском искусстве и иностранных языках он служил волонтером в английском флоте под начальством таких выдающихся адмиралов, как Нельсон, Корнуэлс и Коллингвуд.

Вернувшись в Россию, составил «Свод дневных и ночных сигналов для управления кораблём в море». Этот свод служил затем русскому флоту более двадцати лет.

В 1807г. Головнин отправляется в кругосветное плаванье  командиром шлюпа «Диана». Это путешествие оказалось с избытком полно трудностей и приключений. В Атлантическом океане шлюп попал в плен к англичанам. После более чем годичной стоянки в порту Саймонстаун, благодаря смелости и инициативе Головнина, 16 мая 1809 года, «Диана» совершила побег, выйдя из бухты в штормовое море.

В 1811 году при описании Курильских островов у острова Кунашир Головнин вместе с мичманом Муром, штурманским помощником Хлебниковым и 4-мя матросами был захвачен японцами в плен. Спустя 2 года Василий Михайлович был освобожден своим сослуживцем по «Диане» лейтенантом П.И. Рикордом и в 1814 году вернулся сушей в Санкт-Петербург.

В 1817 – 1819 гг. на шлюпе «Камчатка» Головнин снова совершил кругосветное плавание. Это было 9-е кругосветное плавание кораблей Российского флота[1].

В 1821 г. капитан-коммодор Головнин был назначен помощником директора Морского корпуса, а через 2 года – генерал-интендантом флота с подчинением ему кораблестроительного, комиссариатского и артиллерийского департаментов.

Умер В. М.  Головнин рано, в 55 лет, 29 июня (11 июля) 1831 г. в Санкт-Петербурге.

Его именем его названы один из проливов в группе Курильских островов, залив в Беринговом море, гора на острове Новая Земля и мыс на западном берегу Северной Америки.


Кроме признания фактических заслуг, во флоте существует хоть и неформальная, но очень значимая оценка служебной деятельности офицера и адмирала. Суть её – в признании существования «морской школы», ученики которой превосходят своего учителя и занимаемой должностью, и доблестью, сами становясь адмиралами и флотоводцами.

От  наставника требуется не только грамотность и крепкие практические навыки. Ученики воспитываются личным примером, проявлением повседневной ответственности. Не только личное мужество, но и образованность, высокая культура учителя, его понимание и проявление заботы (заботы, а не покровительства) по отношению к ученикам, даже в то время, когда они уже на самостоятельном пути – вот рецепт создания морской школы.

Можно быть прекрасным мореплавателем, как Ю.Ф. Лисянский, значимым адмиралом, как И.Ф. Крузенштерн, великолепным флотоводцем, как адмирал С.К. Грейг, или сановным морским министром, адмиралом и светлейшим князем, как А.С. Меншиков, но не оставить после себя блестящих учеников.

В Российском флоте первой признанной школой была школа адмирала Ф.Ф.Ушакова. А в начале XIX века все заговорили о школе В.М. Головнина, в списке учеников которого были адмиралы Ф.П.Литке, Ф.П.Врангель, Ф.Ф.Матюшкин, вице-адмирал П.И. Рикорд.

Наиболее ярким примером проявления влияния морской школы служит история второго кругосветного плавания Головнина в качестве командира шлюпа «Камчатка».

На шлюпе «Камчатка» в кругосветное плавание пошли пять гардемаринов: два родных брата – Феопемпт и Ардалион Лутковские, Степан Сертаков, Викентий Табулевич и, взятый по высочайшему повелению в плавание буквально из крепости, разжалованный в матросы за буйство и неподчинение офицеру Адольф Этолин.

 На шлюпе юные мореплаватели расшалились не в меру, гардемарин Этолин рьяно пытался снискать лавры гвардии подпоручика Ф. Толстого, которого за буйство и празднество в первом российском кругосветном плавании И.Ф. Крузенштерн был вынужден снять с корабля и отправить с Камчатки через Сибирь в Санкт-Петербург «сухим путем».

За их перевоспитание и исправление несли персональную ответственность капитан 2 ранга В.М. Головнин, и мичман Ф. Литке, назначенный непосредственным руководителем корабельной практики гардемарин через 11 месяцев и три дня с момента отхода от Кронштадтского рейда.

Можно утверждать, что с поставленной  задачей капитан Головнин справился блестяще. Четверо гардемаринов после возвращения из кругосветного плавания были произведены в мичманы. Мичман Феопемт Лутковский вскоре совершил свое второе кругосветное плавание на шлюпе «Аполлон» и впоследствии дослужился до контр-адмиральского чина. Мичман Этолин после возвращения поступил на службу в РАК (Российско-американскую компанию), ходил в плавание на компанейских кораблях у берегов Америки, дослужился до контр-адмирала.

На том же шлюпе волонтером отправился в свое первое плаванье лицеист Ф.Ф. Матюшкин. 29 июля 1818 г. приказом командира шлюпа «Камчатка» было назначено: «В первой вахте должность мичмана отправить коллежскому секретарю Ф. Матюшкину». Это решение капитана 2 ранга В.М. Головнина важно тем, что фактически первого своего офицерского звания мичман Федор Матюшкин был удостоен только 14 ноября 1819 года Высочайшим повелением Государя Императора Александра I. Но переаттестован он был «с исчислением старшинства с 29 июля 1818 г.», т.е. с того самого момента, когда он был допущен «править в первой вахте должность мичмана». Именно с этой даты начинался и отчет выслуги на пенсион, и на орден за определенное число морских кампаний, и очередное производство в следующий офицерский чин. Таким образом, плавание на шлюпе «Камчатка», было засчитано Ф.Матюшкину как его первая морская кампания в льготном, двукратном исчислении.


В XIX веке книжное собрание было инструментом, формирующим уровень культуры её обладателя. В этом плане работа по созданию каталога библиотеки Василия Михайловича Головнина и его сына, лицеиста X курса выпуска 1839 года, окончившего Лицей с большой золотой медалью, Александра Васильевича Головнина вполне может носить статус национального проекта.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 1. Головнин В. М. Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах. С приобщением Замечаний его о Японском Государстве и народе. — СПб., 1816. — Ч. 1

2.   Головнин В. М. Сочинения. Путешествие на шлюпе «Диана» из Кронштадта в Камчатку, совершенное в 1807, 1808 и 1809 гг. В плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 гг. Путешествие вокруг света на шлюпе «Камчатка» в 1817, 1818 и 1819 гг.: С приложением описания примечательных кораблекрушений в разные времена претерпенных русскими мореплавателями. — М.; Л.: Изд-во Главморпути, 1949. — 506 с.

3.   Норченко А. Н. Хроника полузабытых плаваний. – СПб.: «Балт-Медиа», 2003. 204 с.

4. Шульговская Н. И. Личная библиотека В. М. Головнина (опыт реконструкции) // Из коллекций редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета. — М., 1981. — Вып. 3. — С. 5 – 23.

 



[1] Всего в списке кругосветных плаваний Российского парусного флота, совершенных с 1803 по 1866 годы, числится 48, из них завершенных – 38 (79,2%).