Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Уважаемые гости и члены Клуба библиофилов!

    Мы будем рады Вашему участию в развитии сайта "Бироновых конюшен" -

- любым печатным материалам,

- описанию Ваших коллекций,

- фотографиям заседаний Клуба.

    Ваши материалы присылайте, пожалуйста, на почту: public.fond@yandex.ru

   Мы надеемся, что нашими совместными усилиями любителей и ценителей Книги станет больше!

25 декабря 2019 г.

Опубликовано 15.12.2019

Андрей Дорошин

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ

     Поговорим о любви... Как, наверно, скучно было бы, если бы все мы в своей увлеченности книгой любили бы в ней только что-то одно, причем одно и и то же! По счастью, библиофильская среда тем и интересна, что наши книжные симпатии столь разнообразны. А на привязанности книжные, конечно, влияют привязанности жизненные.

     Так получилось, что любовь к музыке и любовь к книге, вспыхнув еще в раннем детстве, не покидают меня всю жизнь. Большой жизненной удачей я считаю встречу с единомышленниками на книжном и музыкальном пути. Для аудитории библиофильского клуба «Бироновы конюшни», конечно, понятно, что я имею в виду, говоря о книге. Что же касается музыки, то это вокальный ансамбль – когда-то Ленинградского университета, с которым я навсегда связан с 1975 года.

     Именно мои коллеги и друзья по ансамблю позволили мне сегодня предложить вниманию членов клуба и наших гостей довольно необычное «заседание». Дело в том что многие книги из моего собрания, отнюдь не из числа нотных сборников или песенников - имеют для меня, тем не менее, и музыкальные ассоциации, некоторые из них я приобретал именно в связи с какими-то музыкальными обстоятельствами, а какие-то обрели музыкальное «звучание» со временем.

     Библиофильскую компанию не удивишь затеей украсить какой-то книжный рассказ, например, подборкой иллюстраций. Сегодня, накануне новогодних праздников, показалось занятным рассказ о некоторых книгах «проиллюстрировать» музыкально. Книги, о которых пойдет речь – очень разные: среди них есть довольно редкие, но объединяет их только одно: то, как они для меня отзываются музыкальным эхом. Именно поэтому, собрав эти книги для вас на виртуальной книжной полке, я решил назвать сегодняшнее выступление – «Музыкальный каталог». О книгах расскажу я, а в музыкальной части принимают участие:

Наталья Донова – вокал;
Ирина Молтасова – вокал;
Олег Сурков – вокал;
Виктор Луговой – гитара, вокал;
Андрей Дорошин – гитара, вокал.

27 ноября 2019 г.

Опубликовано 19.11.2019

Ждём всех в 18.30 в концертном зале музея. 


 

Петр Северцов

А. Г. ГабричевскийА. Г. ГабричевскийТеоретическое наследие А. Г. Габричевского (1891–1968) в области искусствознания


     В первой четверти ХХ века А. Г. Габричевский в сотрудничестве с единомышленниками по ГАХН (Государственная Академия Художественных Наук) работал над созданием «науки об искусстве»: теории искусствознания, построенной на принципах любой науки – объективности, проверяемости, внешней и внутренней непротиворечивости, прогностической способности.

     Ни в России, ни за рубежом пока не создана свободная от субъективизма единая теория искусств. Сегодняшнее искусствоведение переживает серьезный кризис. Базовые вопросы теории искусствознания остаются неразработанными, будучи уделом узкокорпоративного диалога, не влияющего ни на процесс развития искусства, ни на его восприятие зрителем.

     Научные труды А. Г. Габричевского — попытка создания такой теории. Они дошли до нас фрагментарно: автор не успел окончательно ее сформулировать. Напрашивается аналогия: чем были бы современная физика, информатика, нейробиология, если бы их создатели (Эйнштейн, Винер, Павлов) не смогли полноценно завершить и обнародовать свои исследования?

     Ознакомление заинтересованной аудитории с теоретическими изысканиями А. Г. Габричевского – насущная необходимость. Как найти объективные критерии, которые позволят отделить искусство от НЕ-искусства? Габричевский такие критерии выявил и сформулировал. Его теоретические выводы позволяют обратиться к до сих пор не решенным вопросам искусствоведения и ответить на них (с опозданием на сто лет), придав тем самым новый импульс работам в области искусствознания.

30 октября 2019 года. Открытие сезона

Опубликовано 08.10.2019

Уважаемые библиофилы!

     Мы открываем очередной сезон клуба библиофилов "Бироновы конюшни". Ждём всех, как обычно, каждую последнюю среду месяца в 18.30, в концертном зале Всероссийского музея. 


 

Сергей Александрович Ершов, Анна Владимировна Большакова

 

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена...

А. С. Пушкин

«Для блага общего»: Александр Петрович Куницын (1783–1840) — просветитель, правовед, государственный деятель: сборник материалов / Сост. С. А. Ершов, А. В. Большакова; науч. ред.
Т. Н. Жуковская. — СПб.: Изд. «Дмитрий Буланин», 2018 — 496 с.: ил.

 

   В сборник вошли статьи авторов различных специальностей: научных, музейных и архивных работников, журналистов, библиотекарей, педагогов и т. д., которые писали о Куницыне А. П. на протяжении почти двух столетий: с 1840 г. по настоящее время. Многие статьи и материалы публикуются впервые. 

Сборник состоит из нескольких разделов.

      В двух первых разделах опубликованы статьи об А. П. Куницыне, отражающие различные периоды его жизни, события, повлиявшие на него, его деловые и личные отношения.

      Отдельный раздел содержит исследовательские статьи, иллюстрирующие поиск биографического материала о А. П. Куницыне различными специалистами.

      Один из разделов с энциклопедическими статьями состоит из статей, опубликованных с 1847 г. по настоящее время. В них показывается значимость личности А. П. Куницына для общественной и научной жизни России в различные исторические периоды.

      В последних двух разделах собраны статьи специалистов, профессионально не занимающих историей, которые дополнили материалы сборника, проиллюстрировали мероприятия, проводимые на родине Куницына в Сонковском районе Тверской области.

      В приложении представлены некоторые статьи А. П. Куницына, малоизвестные фотоматериалы и копии архивных документов из архивов Санкт-Петербурга, Тверской и Пермской областей.

26 июня 2019 г.

Опубликовано 11.06.2019

Алексей Николаевич Конасов

О дружбе Иосифа Бродского и Михаила Барышникова


     Это документальный рассказ по опубликованным источникам. По сути – это диалог поэта и солиста балета.

     Два ленинградца, становление которых происходило в одни и те же 60-ые годы. Как ни странно, они не были знакомы.

 

Читать полностью »

29 мая 2019 г.

Опубликовано 24.05.2019

Приглашаем всех желающих на очередное заседание клуба, которое состоится 29 мая 2019 г. в 18.30 в концертном зале музея.


 

 

Людмила Васильевна Ситникова

 

     Кругликова Елизавета Сергеевна (31.01.1865 – 21.07.1941) – известный художник, мастер гравюры. Работала в Париже, в начале XX в. вернулась в Россию. Её художественное наследие известный искусствовед А. А. Сидоров в 1936 г. определил в 250 офортов, 500 монотипий, 60 линогравюр, 1000 силуэтов, 200 живописных полотен.

     Архиву художницы трижды не везло. Первый раз всё пропало в Париже, в первую мировую войну. Вторая часть, включающая в себя многочислен-ные письма знаменитых современников, погибла в блокаду Ленинграда.

     Остатки наследия художницы – картины, гравюры, мебель, личные вещи бережно хранились в семье её племянницы, которая в 1964 г. передала 1094 предмета искусства в Русский музей. В 80-х годах XX в. неблагоприятные бытовые условия в третий раз разметали архив Елизаветы Сергеевны. 

     Сейчас работы художницы хранятся в Русском музее, в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, в других музеях России и частных собраниях. Малая часть – сохранилась в доме её внучатой племянницы. Это папка с работами и набросками Елизаветы Сергеевны, работы её учеников, некоторое количество личных вещей, семейные воспоминания. Часть работ и фотографий не публиковалась.
О них и будет небольшой рассказ.

Внеочередное заседание. Ренэ Герра

Опубликовано 14.05.2019

22 мая 2019 года приглашаем всех на внеочередное заседание клуба.


 

 

Герра, Ренэ. Культурное наследие Зарубежной России. — Москва: «МИК», 2018. — 919 с.: ил.

     Новая книга Ренэ Герра посвящена культурному наследию Зарубежной России. Главы “Моя Ремизовиана” и “Я вырос в бунинских местах…” посвящены двум юбилеям – 140-летию со дня рождения А. М. Ремизова и 145-летию со дня рождения И. А. Бунина. В первой части книги рассказывается также о встречах автора с выдающимися представителями второй волны русской эмиграции ХХ века.
Во второй части книги автор пишет о великих художниках в изгнании, с которыми он дружил. Глава “Юрий Анненков – уникальный художник и писатель” – “книга в книге ” с редчайшим иллюстративным материалом (сотни фотографий, факсимиле, автографов и репродукций работ художника). Материал отдельных глав посвящен художнику Сергею Шаршуну; архитектору, художнику, книжному графику Н. И. Исцеленнову. Специально исследуется вопрос об огромном вкладе художников-эмигрантов в мировое искусство книги (1920–1970 гг.)

Читать полностью »

24 апреля 2019 г.

Опубликовано 03.04.2019

Анатолий Семёнович Коршиков

Встреча-презентация книги «Заметки на полях моей памяти»

 
    Четверть века назад мало кто верил в возрождение усадьбы Остафьево, связанной с владельцами князьями Вяземскими, графом С. Д. Шереметевым, гостями – Н. М. Карамзиным (12 лет здесь писал "Историю государства Российского"), А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым, Д. В. Давыдовым, Н. В. Гоголем, А. Мицкевичем и др. 

    Анатолий Семёнович Коршиков в течение 27 лет был директором Федерального Государственного музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский Парнас» (г. Москва). Под его руководством была произведена реставрация дворцово-паркового ансамбля. В 2017 году музей стал лауреатом Москвы за лучшую проведенную реставрацию.

     А. С. Коршиков  – собиратель, коллекционер. Его собрание памятных медалей (20 тысяч единиц) легло в основу первого в России Кабинета медали. Библиотека насчитывает 35 тысяч книг и журналов, она по своему составу универсальна, основными её темы - история декабристского движения, пушкиниана, история России, медальерное искусство.

     Автор является членом Союза писателей, автор пяти 5 книг, десятков статей и публикаций. Книга «Заметки на полях моей памяти» рассказывает о жизни, партийной работе, о возрождении музея-усадьбы Остафьево и о встречах с коллекционерами, библиофилами.

27 марта 2019 г.

Опубликовано 21.03.2019

 

Заседание памяти Сергея Сергеевича Петрова.

 

Открытая трибуна.

Начало в 18.30.

27 февраля 2019 г. Приглашаем на экскурсию

Опубликовано 23.02.2019

 

     Очередное собрание клуба библиофилов пройдет в необычном формате экскурсии по выставке "«А. Г. Габричевский. ГАХН. 1921–1929» из собрания О. С. Северцевой", открытой в Зеленом зале нашего музея. На выставке представлены живопись, графика, документы, фотографии и редчайшие книжные издания из собрания О. С. Северцевой (Москва).

     

     Начало экскурсии в 18.30. Вход через фойе перед концертным залом.

Внеочередное заседание

Опубликовано 30.01.2019

13 февраля 2019 г. состоится внеочередное заседание клуба. 

Рассказ Б. И. Ярхо о Лоте и его дочерях: еще одна версия библейской истории

М. В. Акимова,
Институт мировой культуры МГУ им. М. В. Ломоносова

     В 1925 г. филолог, сотрудник Государственной академии художественных наук Борис Исаакович Ярхо написал рассказ "Тень греха", опираясь на события 19-й главы книги Бытия, где идет речь о разрушении Содома и судьбе Лота. Этот рассказ он посвятил Максимилиану Волошину, полагая, что мысли, выраженные в "притче", в чем-то близки некоторым идеям поэта. Однако Ярхо ошибся: Волошину рассказ не понравился, и он так и остался неопубликованным.

     И обращение Ярхо к библейскому сюжету, и его трактовка могут свидетельствовать о двух вещах. Во-первых, о широчайшей эрудиции ученого, вообще-то не являвшегося специалистом ни по библеистике, ни по иудаике и смежным областям знания. Во-вторых, о душевном состоянии и социальном сознании автора, как и, вероятно, других интеллигентов его поколения, вынужденных остаться жить и работать в Советской России.

     В сообщении постараемся проиллюстрировать эти положения как текстом рассказа, так и комментариями к нему. Вместе со слушателями подумаем над тем, почему филолог-компаративист, стиховед, пропагандист точных методов изучения литературы, вдруг решил обратиться к данному сюжету Библии и как его фантазия стала способом выражения социально-нравственной позиции ученого и, возможно, людей его круга (ГАХН).